Дисциплины тхэквондо

Пхумсэ

Пумсе – это техника передвижений. Входит в состав формальных упражнений и является, по сути, основой базовой техники.

Говоря иными словами – это строго регламентированные упражнения, представляющие собой комбинации приемов защиты и нападения, выполняемые по определенным траекториям, в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой с несколькими соперниками, из которого выполняющий пхумсэ выходит победителем.

Знание Пумсэ и владение им в совершенстве абсолютно необходимо спортсмену.

Пхумсэ является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как средство обучения и дальнейшего совершенствования техники тхэквондо, средство физической и психологической подготовки, средство экспертной оценки подготовленности ученика, а также как вид соревновательной деятельности.

Пхумсэ входит в состав обязательных требований при прохождении спортсменом аттестации на очередной уровень.

Первые восемь пхумсэ необходимо уметь выполнять для аттестационных экзаменов на цветные пояса (Гып — ученическая ступень), Корё и более высокие пхумсэ необходимо знать для получения соответствующего Дана (мастерская степень).

Базовые принципы исполнения формальных комплексов:
  • четкие перемещения и развороты корпуса
  • сбалансированность движений
  • концентрация в движениях
  • баланс центра тяжести
  • правильное направление взгляда 
  • правильное положение рук и ног 
  • правильные стойки 
  • скоординированное движение корпуса
  • использование веса своего тела
  • гармоничные и правильные по временным интервалам комбинации 
  • сохранение ритма движений
  • использование принципов ин и янь 
  • правильная концентрация силы 
  • поражение воображаемого противника
  • понимание движений 
  • правильное дыхание 
  • постоянная готовность

Ученические формальные комплексы Taegeug (Тэгук, Тхэгык).

Тэгук дословно переводится как «Великий Предел» и является одной из основных категорий восточной философии, которая тесно связана с концепцией восьми триграмм, символизирующей цикл непрерывных превращений, которые постоянно происходят как с самим человеком, так и с миром, который его окружает. Восемь триграмм представляют собой комбинации трех черт, которые могут быть сплошными или прерывистыми. Каждая триграмма символизирует определенные процессы и состояния. Каждому пумсе из группы Тэгук соответствует определенная триграмма, а пхумсе символизирует те свойства, которая она выражает.

  • 1 Пумсэ – Тэгук Иль Джян –  8 ГЫП.

    Три следующие одна за другой линии означают ясность и активность под небом. Небо дарует нам дождь и солнечный свет, что бы все могло расти и развиваться. Оно несет нам воздух, без которого невозможна жизнь. Пхумсе имеет символ КЕОН, который символизирует небо и солнце и олицетворяет начала Земли, силу неба и источник созидания.

  • 2 Пумсэ – Тэгук И Джян – 7 ГЫП.

    Символ триграммы означает радость и веселье. Человек в радостном расположении духа внутренне непоколебим, при встрече он       одним своим поведением вселяет в людей отвагу, уверенность в своих силах. Такой человек обладает большой внутренней силой, однако не торопится ее быстро расходовать. Он использует свою силу спокойно, уравновешенно, но энергично. Тэгук И Джян символизирует наряду с хладнокровием и непоколебимостью так же и энергичное проявление приобретенной уверенности ученика. Пхумсе имеет символ ТХЭ-хальвэ и означает силу духа.

  • 3 Пумсэ – Тэгук Сам Джян – 6 ГЫП.

результате развития цивилизации человеку удалось укротить огонь. Он светит людям в темноте и прогоняет страх, дает тепло и чувство безопасности. Когда солнце светит в безоблачном небе, в нас пробуждается вера и надежда. Разрушающая же страсть, вырывающегося из бушующего вулкана огня, вселяет в нас страх и ужас. Таким образом, выбранный знак символизирует стремление Тэгук Сам Джян направить страсть на плодотворную стезю. Глубоко скрытый в каждом из нас огонь должен быть подконтролен разуму и воле, служить им, а не бессмысленному разрушению. Пхумсэ имеет символ Ли-хальвэ – это Солнце, огонь, свет. Смысл Ли это свет и природный ум.

Пумсэ имеет символ Чин – гром и сила. Это значит, что эти действия должны производится, даже если есть какая-то опасность или страх.    Гром нечто возбуждающее, гром и молния нагоняют на человека страх. С другой стороны, гром означает силу, власть. Это упражнение говорит о том, что опасность нужно встречать спокойно, хладнокровно и внутренне копить силы для ее преодоления. Пхумсе выражает спокойствие и мужество перед лицом опасности. 

Пхумсе имеет символ Сан-хальвэ – ветер, олицетворяет сильный и гибкий ум. Ветер так же мягкость, нежность. Штормы бури и ураганы опасны, мягкие же ветра приносят семена, опыляют растения, разгоняют тучи. Так как штормы бывают редко, то природа ветра преимущественно мягкая и добрая. Однако для ветра характерно не только созидание, но и разрушение. Соответственно природе ветра, приемы Тэгук О Джян спокойны и мощны. Пхумсе очень ритмично и сдержано. Спокойствие и ритмичность нарушаются в некоторых позициях демонстрацией внешней силы, что подчеркивает природу ветра.

  • 6 Пумсэ – Тэгук Юк Джян – 3 ГЫП.

    Пхумсе имеет символ КАМ–хальвэ, олицетворяет воду – символ движения и преданности. Движение производится в едином потоке. Без воды мы не можем жить. Вода несет в себе созидающее начало, течет всегда сверху вниз и обходит препятствия, если нет возможности их преодолеть. Однако текущая по поверхности Земли спокойная вода так же опасна, как ливни и водопады. 

Пумсе имеет символ КАН-хальвэ, символизирует горы и олицетворяет уединение и спокойствие. Большая спокойная гора означает устойчивость и наивысшую точку достижения. Гора стоит непоколебимо, и человек желает укрепить свою твердость тем, что он идет, если ему нужно и останавливается, если это необходимо. 

 Пумсе имеет символ КОН-хальвэ, символизирует Землю и олицетворяет силу, твердость и мощь. Тэгук Паль Джян посвящено росту и созреванию.   Земля получает благословение неба и порождает жизнь, следит за плодородием, а так же за воспроизведением и развитием порожденной ею жизни. 


Мастерские формальные комплексы.

  • Мастерское Пумсэ – Корё .

Корё — это имя древней династии, которая правила с 918 по 1392 гг. н.э. Династия Корё оказала большое влияние на культурное наследие современной Кореи. В 1234 г., почти за 200 лет до Иоганна Гуттенберга, корейцы первыми в мире использовали металлические литеры для печати. Знаменитая керамика Корё из тех же времен. Корейский народ мужественно оборонялся от монгольских орд, повергших весь мир в ужас. Корё пхумсе отражает в своих движениях душевное состояние и решительность народа Корё бесстрашно противостоять могучему врагу и победить в борьбе с ним. Эта героическая борьба Корё должна напоминать нам о том, что все трудности нужно преодолевать мужественно и без боязни.

  • Мастерское Пумсэ – Keumgang

    Слово Кымган имеет первоначальное значение быть сильным и несокрушимым. В буддизме, борьба разума с комбинацией мудрости и достоинства также называется Кымган. Пумсе Кымган названо по имени горы Кымган, символ твердости, прочности и надежности. Кымган также сравнивают с алмазом.

  • Мастерское Пумсэ – Taebaek

    Тэбэк – это древнее название горы «Paekdu», где легендарный «Tangun» впервые основал нацию на корейском полуострове, приблизительно 4 300 лет назад. Пумсе Тэбэк берет свои принципы движения от слова«Taeback», что означает «смотреть как святой».

  • Мастерское Пумсэ – Pyong Won

    Пьонвон подразумевается как «обширная равнина». Равнина – источник поддержки человеческой жизни с одной стороны, а с другой стороны, большая равнина, растягивающаяся бесконечно, дает нам чувство величественности, которое отличается от чувств, испытываемых от гор или моря. Недаром в изучении Пумсе Пьонвон применяется принцип равнины, которая одаряет богатством, изяществом и бесконечными просторами.

  • Мастерское Пумсэ – Sipjin

    Сипджин имеет значение «десятичной системы», которое стоит за символическое число 10, означающего бесконечное развитие и рост в систематическом порядке. В Пумсэ Сипджин, стабильность разыскивается в каждом изменении движения.

  • Мастерское Пумсэ – Jitae

  Согласно Восточной вере, все живые существа прибывают и возвращаются к земле. (Джитай получен из значения земли). Земля – действительно                       происхождение и окончание жизни. Живые существа, также как все естественные явления земли, происходят главным образом из 

  изменений и формирований Земли. Пумсэ Джитай – движение, которое применяет эти особенности Земли.

  •  Мастерское Пумсэ – Chonkwon

    Чунквон символизирует небо. С древних времен люди Востока всегда верили и поклонялись небу, как правителю вселенной и людей. Бесконечно обширное небо, может быть таинственным и глубоким миром воображения в глазах ограниченного человеческого существа. Пумсэ Чунквон составлен из движений, которые являются добродетельными и жизнеспособными.

  • Мастерское Пумсэ – Hansu

 Пумсэ Хансу, полученный из слова «вода», типичен с ее текучестью и адаптируемостью, которая проявлена в характере и природе воды.

  •  Мастерское Пумсэ – Ilyeo

Илье показывает исключительность. В буддизме состояние духовного развития рассматривают как объединение духа и сущности в исключительность. Окончательный идеал Таэквондо находится в этом состоянии Илье, где заключительной целью Таэквондо является дисциплина, в которой мы концентрируем внимание на каждом движении, отбрасывая все мирские мысли и навязчивые идеи.

Паратхэквондо

Паратхэквондо́ (встречаются варианты написания «пара-тхэквондо», «пара тхэквондо») — тхэквондо (вид спорта) для спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата — травмой или отсутствием рук. Правила соревнований, техника, площадка для соревнований, пояса спортсменов — как в обычном тхэквондо. Отличие заключается только в том, что удары в голову запрещаются. Если в обычном тхэквондо разрешается бить ногами в голову, то здесь по правилам бьют только в жилет-корпус.

История

16 октября 2013 года Всемирная федерация тхэквондо была признана Международным паралимпийским комитетом. 31 января 2015 года было принято решение о включении вида спорта в программу летних Паралимпийских игр 2020 года, которые пройдут в Токио (дисциплина керуги).

Категории спортсменов в паратхэквондо

В паратхэквондо спортсмены-инвалиды делятся на четыре категории: А-5; А-6; А-7; А-8.

  • А-5 — Ампутация обеих конечностей выше локтей;
  • А-6 — Ампутация одной конечности выше локтя;
  • А-7 — Ампутация обеих конечностей ниже локтей;
  • А-8 — Ампутация одной конечности ниже локтя.
Керуги

Kyorougi (спарринг) “Kyorugi” (в дальнейшем – Керуги) – это составная часть всего Таеквондо. Это физическая деятельность, которая использует мышцы и суставы практически всего тела. Вообще Керуги – это боевая деятельность, в которой два соперника встречаются лицом к лицу и соревнуются в их наступательной и/или оборонительной технике.
Имеются несколько типов спарринга: “Mach’wo-Kyorugi” (условный спарринг),       “Chayu-Kyorugi” (свободный спарринг) “Yonsup-Kyorugi”(полуконтактный спарринг, без применения экипировки), “Shihap-Kyorugi” (полноконтактный спарринг с применением защитной экипировки). “Mach’wo-Kyorugi” – условный спарринг, который выполняется в заранее запланированной манере, использующий базовую технику Таеквондо и прикладные методы Пумсэ. Условный спарринг помогает практикующимся увеличить сосредоточение, контролировать дистанцию, чувствовать цель, рассчитать время и точность. Имеются три вида условного спарринга: “Sebon-Kyorugi” (трех-шаговый спарринг), “Tubon-Kyorugi” (двух-шаговый спарринг) и “Hanbon-Kyorugi” (одно-шаговый спарринг). “Chayu-Kyorugi” – свободный спарринг, который требует абсолютной строгости в соблюдении правил и аккуратности в исполнении техники. Свободный спарринг, в свою очередь делится на два типа: “Yonsup-Kyorugi” (без экипировки, что требует предельного внимания и осторожности) и “Shihap-Kyorugi” (в экипировке). Наиболее важные факторы в свободном спарринге – быстрота, сила, создание подходящих условий, рассудительность, мужество, стратегия, психологические основы и технические приемы. “Shihap-Kyorugi” – находится в центре внимания, поскольку дал возможность Таеквондо стать официальным и соревновательным видом спорта, а также Олимпийским видом, начиная с летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Чтобы гарантировать безопасность участников, для соревнующихся обязательна экипировка, предохраняющая голову, среднюю часть тела, предплечья, голень и пах. Для справедливого суждения применяются электронные жилеты, позволяющие вести электронную систему подсчета очков и моментально.

Стойка (кор. -Seogi) означает положение, принимаемое телом. Она характеризуется тем, что тело никакой своей частью, за исключением стоп ног, не касается пола. Верхняя часть корпуса, включая руки, может совершать свободные движения. Стойки оказывают большое влияние на перемещение центра тяжести тела и обеспечивают максимально возможное стабильное равновесие и одновременно способность к движению. Существует большое количество стоек, различающихся по положению тела и расположению ног. Стойки классифицируются в зависимости от расстановки стоп (расставлены в стороны, отставлена назад или вперед), а также по положению колена (прямое или согнутое).

Сила и красота атакующих и защитных действий во многом зависят от используемой стойки, поскольку стойка – это исходное положение для выполнения каждого действия в тхэквондо.

Стабильность, быстрота, устойчивость и гибкость являются ключевыми факторами.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИНЯТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ СТОЙКИ
  • За редким исключением спина должна держаться прямо.
  • Плечи должны быть расслабленны.
  • Мышцы брюшного пресса должны быть напряжены.
  • Необходимо принять правильную ориентацию тела. Различают стойки, при которых тхэквондист обращен к сопернику лицом, в пол-оборота или боком.
  • Поза должна быть устойчивой.
  • Необходимо правильно использовать пружинящие движения в коленном суставе

Право- и левосторонние открытые стойки (NEOLPYO-SEOGI)

  1. Параллельная стойка (naranhi seogi)
  2. Правосторонняя стойка (oreun seogi)
  3. Левосторонняя стойка (wen-seogi)
  4. Естественная стойка (pyonhi seogi)
  5. Внутренняя стойка (antzong seogi)
  6. Стойка всадника (juchum seogi)
  7. Низкая стойка всадника (nachuwo seogi)
  8. Косоугольная стойка (mo seogi)
  9. Косоугольная стойка всадника (mo juchum seogi)
  10. Внутренняя стойка всадника (antzong juchum seogi)
  11. Передняя стойка (ap seogi)
  12. Передняя стойка всадника (ap juchum seogi)
  13. Передняя стойка прогнувшись (apkubi)
  14. Задняя стойка прогнувшись (dwitkubi)
  15. Обратная Т-образная стойка (ohja seogi)
  16. Стойка тигра (beom seogi)

Закрытые стойки (MOA-SEOGI)

  1. Закрытая стойка (moa seogi)
  2. Стойка внимания (dwichuk moaseogi)
  3. Обратная стойка внимания (apchuk moaseogi)
  4. Вспомогательная стойка (kyotdari seogi)
  5. Передняя скрещенная стойка (apkkoa seogi)
  6. Задняя скрещенная стойка (dwi kkoaseogi)
  7. Стойка журавля (hakdari seogi)
  8. Обратная стойка журавля (ogeum seogi)

Специальные POOM стойки (TEUKSU POOM SEOGI)

  1. Основная стойка готовности (kibon junbi seogi)
  2. Основная стойка готовности с кулаками на талии (dujumeokheori junbi seogi)
  3. Стойка готовности с перекрытыми руками (kyopson junbi seogi)
  4. Стойка готовности с покрытым кулаком (bojumeok junbi seogi)
  5. Стойка готовности с толкающими руками (tongmilgi junbi seogi)

 

Стойки готовности

Значение стоек готовности в таэквондо очень велико, т.к. ими начинаются и заканчиваются все упражнения. В группу стоек чунби соги входят: стойка внимания (царе соги), стойка с параллельными ступнями (нарани чунби соги), стойка моа чунби соги, шагающая стойка готовности (гуннун чунби соги) и стойка готовности с поднятой ногой (губуре чунби соги).

Стойка внимания 

При стойке внимания (царе соги) ступни ног расположены под углом в 45 градусов друг к другу, ладони сжаты в кулак, локти немнрго согнуты, взгляд устремлен вперед, чуть выше линии горизонта. Данная стойка принимается по команде “Смирно!”. Стойка готовности с параллельными ступнями Стойка готовности с параллельными ступнями (нарани чунби соги) принимается по команде “Нарани чунби соги!”. Слово “чунби” в названии означает “приготовиться”. В этой позе кулаки слегка выдвинуты вперед над пахом, расстояние между кулаками составляет 5-7 см, локти не прижаты к корпусу, а удалены от него на расстояние около 10 см. Не допускается: выставление плеч вперед; расставление локтей в стороны больше, чем это необходимо.  Стойка ноги вместе 

Стойка ноги вместе (моа чунби соги) существует в четырех вариантах: а) расстояние между сомкнутыми в кулак ладонями и лицом равно 30 см; б) расстояние между сомкнутыми кулаками и животом составляет примерно 15 см; в) расстояние между сомкнутыми ладонями и пахом равно 10 см, левая ладонь лежит на правой; г) расстояние между кулаками и бедрами равно 30 см  Стойка готовности с поднятой ногой 

Стойка готовности с поднятой ногой (губуре чунби соги) может служить: а) исходной позицией для бокового пробивающего, а также для пронзающего удара ногой; б) исходной позицией для пробивающего удара ногой назад. В первом случае одноименная с поднятой ногой рука сжата в кулак, согнута и выдвинута вперед в качестве блока, причем тыльная часть кулака обращена к спине спортсмена, другая рука также сжата в кулак и расположена на расстоянии 2-3 см от груди. Во втором случае кулак удален от бедра на расстояние примерно 25 см, а локти согнуты и образуют угол 30 градусов. Шагающая стойка готовности  Шагающая стойка готовности (гуннун чунби соги) применяется при выполнении махов и разучивании ударов ногами. В этой позе кулак удален от бедра на расстояние около 30 см, локти согнуты и образуют угол в 30 градусов Обучающиеся таэквондо должны учитывать, что выбор стойки зависит от конкретной ситуации поединка. Универсальных стоек, подходящих для всех ситуаций, не существует. Поэтому на тренировках необходимо уделять большое внимание отработке основных стоек и позиций, добиваясь автоматизма в их исполнении, а также учиться быстро переходить из одной стойки в другую.

Пролистать наверх